Понятия со словосочетанием «набатный колокол»

Связанные понятия

Наба́т (араб. ‎naubât — «барабаны, в которые бьют перед домами знатных лиц», возм., через посредство тюркских языков) — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, било (звонило, сторожевую доску или плиту), реже барабанным боем.
Колокол Мазепа — колокол, отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году, по заказу и на средства гетмана Ивана Мазепы . Назван в честь своего заказчика «Мазепа». Установлен на втором ярусе Триумфальной колокольни Софийского собора в Киеве. Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины.
Систе́ма управле́ния зво́ном — совокупность тяг от колоколов в традиционном православном подборе колоколов, приходящих к пульту.
Часова́я ба́шня — башня, на которой размещены часы — куранты с одним или несколькими циферблатами. Может быть колокольней (например, Часовая башня в Выборге), оборонительным сооружением (например, Спасская башня), либо частью здания общественного назначения — такого, как ратуша, парламент или вокзал (например, Часовая башня Святого Марка, Биг-Бен, Торре Роньоза).

Подробнее: Высочайшие часовые башни
Бла́говест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста.
Те́рем — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка.
Трезвон (от три и звон) — праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона. Трезвон производится после благовеста перед началом других торжественных служб, а также при пении полиелея, при начале и окончании молебнов во время царских дней и храмовых праздников, при чтении Евангелия на Литургию в первый день Пасхи и во время крестного хода. Иногда трезвоном могут называть просто длительный праздничный...
Семиверхая (Семишатровая, Алексеевская) башня — несохранившаяся башня Белгородской стены (архитектор Ф. С. Конь, 1585—1591 годы), которая выделялась среди остальных своим архитектурным решением. Она была семишатровой (семиверхая). Была расположена на территории современного Храма Христа Спасителя. Эта башня также называлась и Алексеевской — по стоявшему рядом Алексеевскому монастырю.
Тулумбас (туркм. tulumbaz) — туркменский, турецкий, иранский, русский, украинский ударный музыкальный инструмент из семейства мембранофонов. Разновидность литавр. Применялся с XVII века как воинский сигнальный инструмент.
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Первое известное упоминание о колоколах Юрьева монастыря, находящегося в окрестностях Великого Новгорода, относится к 1611 году — времени Шведской интервенции. Тогда шведами были захвачены все колокола. Во второй половине XVII века колокольный набор был восстановлен. Он состоял из девяти основных и четырёх «перечастных», то есть часовых колоколов. Отливкой самых больших из них занимался мастер Корт Клейман из Любека.

Подробнее: Колокола Юрьева монастыря
Здание приказов в Московском Кремле — в прошлом монументальный комплекс административных зданий, в которых размещались центральные органы государственного управления Московского царства — приказы. «Старое» здание приказов относилось к концу XVI века, «новое» было построено на месте старого в конце XVII века и снесено в 1770-х годах.
Зво́нница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.
Беффруа́ (от фр. Beffroi, также — вечевая башня, башня городского совета) — отдельно стоящая башня, служившая для многих средневековых городов символом городской вольности и солидарности.
Псковская крепость — оборонительное сооружение Пскова, ядром которого является Кром (Псковский Кремль).
Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол...
Осло́п — русское название деревянной палицы или дубины, а также кругляка или жерди.
Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Сторожевая башня — башня, служащая для осмотра, дозора и охраны окружающей территории.
Голубе́ц (от слова «голубь, голубчик», также голбец, столбец, часовщика) — крыша на могильном или поклонном кресте, вообще — надгробный памятник со схематической кровлей или в форме избушки. Кровли голубцов-столбов украшались главками с крестами и резными причелинами по скатам. Иногда в верхнюю часть столбца врезали медную иконку с изображением того святого, имя которого носил умерший.
Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле.
Би́ло (звонило, сторожевая доска или плита) — деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой). В древности это был бытовой и сигнальный музыкальный инструмент; в дальнейшем им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола.
Опричный двор или Опричный замок — одна из резиденций царя Ивана IV Грозного, центр образованного им опричного удела.
Церковь Иоасафа царевича Индийского — один из храмов царской усадьбы Измайлово, основанный в 1678 г. и снесённый в 1936 г. (по другим данным — в 1937 г.).
Гри́дница (гридня) — в древнерусской архитектуре IX—XVII веков — большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Ба́шня — инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания.
Воротники — одна из московских слобод. Существовала в XVI—XVII вв. в пределах современного Тверского района.
Ревун — специальная труба, деревянной головкой прикрепленная к стабилизатору обычной фугасной авиационной бомбы. При падении бомбы деревянная головка вибрирует, и ревун начинает издавать протяжный звук, частота которого нарастает с увеличением скорости падения бомбы. Такие бомбы назывались воющими; они широко применялись немецкой авиацией во Второй мировой войне с целью психического воздействия на противника.
Громовы́е стре́лы (от др.-рус. стрѣлкы громнiи) — ископаемые доисторические кремневые орудия (наконечники стрел и копий, топоры и т. д.), а также фульгуриты и белемниты, которым в традиционной культуре многих народов приписываются магические свойства. По народному поверью, громовая стрела — это оружие Громовержца, которым он разит нечисть. Громовые стрелы уходят в землю при ударе молнии и через некоторое время выходят на поверхность. Также считалось, что громовые стрелы можно найти в телах пораженных...
Звонцы — маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.
Русское традиционное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.
Шатёр для хранения священных реликвий — бронзовая, художественно украшенная сень в Успенском соборе Московского Кремля.
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Подробнее: Шатёр (архитектура)
Тра́пе́зная, устар. тра́пе́за (греч. τράπεζα — стол; лат. refectorium) — помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (тра́пезы). Применительно к католическим монастырям может также использоваться термин рефекторий. В русской храмовой архитектуре (преимущественно XVII—XIX веков) трапезной также принято называть просторную невысокую (обычно значительно ниже кафоликона того же храма) пристройку с западной стороны, часто имеющую свои отдельные алтари в приделах...
Кордегардия (от фр. corps de garde) — помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений.
Земляно́й го́род — историческая местность Москвы внутри несохранившихся крепостных стен Земляного города (ныне Садового кольца), но вне Кремля, Китай-города и Белого города (ныне бульваров).
Пушечный двор (Москва) — центр пушечно-литейного и колокольного производства в России в XVI—XVII веках.
Хоромы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами.
Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушений в XIX—XX веках сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.
Стрелецкий острог — частный музей живой истории, созданный весной 2014 года. Расположен в д. Берёзово Приозерского района Ленинградской области. Основателем и директором является Александр Тестов.
Пове́ть (повет, поветье, поветка, повить) — нежилая пристройка к деревенскому дому (в основном на Русском Севере (Архангельская область)) сзади над хлевом, для хранения скотского корма, земледельческих орудий, дровней, телег и других хозяйственных принадлежностей; здесь же устраивают и клеть. Поветь находится достаточно высоко над землей, обычно на поветь ведут двухстворчатые ворота.
Потешная палата государева — постройка Московского Кремля. Место выступлений скоморохов.
О́хлупень, конёк, князёк — деталь крыши на традиционных деревянных русских избах.
Каланча́ — наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение — дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).
Перебо́р — вид погребального колокольного звона. Медленный звон во все колокола поочерёдно, начиная с наименьшего и заканчивая самым большим колоколом. Перебор совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма.
Полубу́товая те́хника строи́тельства — средневековая техника возведения стен, при которой на месте будущей стены вначале возводились две параллельные стенки из обтёсанных блоков камня (реже из кирпича), затем пустота между ними заполнялась обломками камня, щебня и кирпича, затем заливалась известковым раствором.
Кади́льная ни́ша — место в православном храме, где хранится и готовится к использованию кадило. Кадильная ниша может находиться в северной или южной стене алтаря, в переходе между соседними алтарями, в пономарке, в ризнице, в сосудохранительнице, на клиросе, или в другом месте храма. На Руси в древности кадильное место православного храма располагалось возле отопительной печи, из которой брались горящие древесные угли для кадила.
«Псковитя́нка» — первая опера Николая Римского-Корсакова в трёх действиях, шести картинах на собственное либретто по сюжету одноимённой драмы Льва Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я